Начало школьных занятий – это самый ответственный период жизни первоклассника. Кончилась беззаботная жизнь, предстоят довольно сложные и серьезные испытания. Ребенок вступает в новый коллектив, надо подчиниться его дисциплине, приспособиться к новому режиму. Человек еще маленький, а обязанностей становится много, нагрузка на организм ребенка большая. Главное здесь переход от игры к труду, труду каждодневному, обязательному, длительному. Этот переход от игры к труду дается нелегко даже тем детям, которые подготовились к нему в детских учреждениях. Поэтому готовить к школе нужно всех детей, но, прежде всего тех, которые не посещают детский сад. Это вовсе не означает, что родители должны заменить учителя – ведь они не владеют методикой обучения, чтения и письма, которая принята в современной школе; тем не менее, мамы и папы должны постараться ежедневно заниматься с ребенком, чтобы приучить будущего школьника к усидчивости, тренировать его внимание. Первоклассник должен уметь сосредотачивать внимание непрерывно в течение 15-20 минут.
Следует уделить особое внимание развитию кисти руки ребенка. Физиологи доказали, что ей принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций – речи ребенка. Хорошо развивает кисть руки рисование, лепка из пластилина.
Необходимо обратить внимание на речь ребенка. Ее развитию и совершенствованию помогает заучивание песен, прослушивание стихотворений, сказок, рассказов. Во время рассказа обращайте внимание ребенка на правильное произношение звуков и понимание содержания. Если у ребенка есть дефекты речи, заикание, неправильное произношение звуков, то это затруднит его обучение. Поэтому для правильного формирования навыков чтения важно еще до школы устранить у ребенка эти дефекты и обратиться за помощью к логопеду.
Один или два раза в неделю нужно заниматься подготовкой к письму. Следует помнить, что ребенок не может писать непрерывно более трех минут: он устает, появляются ошибки, поэтому через 2-3 минуты делайте перерывы. Занятия должны быть непродолжительными, лучше, если они будут проходить в игровой форме с обязательными перерывами. Малыша необходимо хвалить даже за небольшие успехи.
Готовьте ребенка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Чаще вспоминайте свое детство – это хорошая школа жизни.
Первый год обучения – это период адаптации ребенка к новым жизненным условиям и протекает он по-разному. Многие первоклассники долго не могут привыкнуть к новой обстановке. Им трудно сидеть на уроках, выполнять своевременно все задания. Некоторые ребята не способны наладить положительные взаимоотношения со своими сверстниками, либо с учителем, им нелегко освоиться в новом коллективе. Часть детей испытывают затруднения в учебе, не справляются с учебной нагрузкой. В ответ на новые требования к школе, в первые месяцы у ребенка могут появиться жалобы на усталость, головные боли, раздражительность, плаксивость, нарушается сон, нередко появляется чувство страха. Возникновение многих из перечисленных трудностей определяется индивидуальными особенностями ребенка.
У многих детей шестилетнего возраста недостаточно развито внимание, что может быть связано с повышенной впечатлительностью. Непросто в первом классе так называемым педагогически запущенным детям, в воспитании которых допущены грубые отклонения. Чаще всего это относится к ребятам из неблагополучных семей, где родители злоупотребляют алкоголем и не занимаются воспитанием детей. У таких детей бедный запас знаний, они не подготовлены к школе и испытывают трудности в обучении.
У шестилетних детей сильно развита потребность в движении. При невозможности ее удовлетворить у них нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. По этой причине они на переменах бегают, шумят, дерутся.
Как же облегчить ребенку процесс адаптации к школе, который для большинства детей продолжается 1-1,5 месяца?
В первую очередь, ребенок должен чувствовать, что родители его поддерживают, верят в его старания, понимают важность его новых обязанностей и связанные с этим трудности. Безусловно, на первых порах у школьника не все ладится. Однако это не должно менять отношения к нему самых близких людей дома. Очень важно, чтобы оно всегда оставалось ровным, доброжелательным, подбадривающим. Как бы ребенка предварительно не готовили к новому режиму жизни и труда в школе, ему приходится осваивать все на практике. Родителям следует ежедневно вникать в школьные дела сына или дочери, интересоваться всем, что произошло в классе на уроках, переменках, во время прогулки. Порой не все, с чем ребенок сталкивается, он может правильно осмыслить. Например, ученик старался выполнить задание, но удалось ему это не очень хорошо. Ребенок пока понимает только то, что он приложил старания, а итог труда оценить полностью еще не в состоянии. Родителям при этом необходимо не упрекать ребенка за неважный результат, а похвалить за старание, и только после этого спокойно объяснить важность итога любой выполненной работы.
Если трудности адаптации связаны с поведением ребенка на уроках или во время перемен, наказывать первоклассника не стоит, мало эффекта дают и наставления в приказной форме. Лучше спокойно разобрать с ним ошибки в его поведении, чтобы он их понял и прочувствовал.
Облегчит адаптацию к школе хорошо продуманная обстановка дома. Школьнику необходимо отвести постоянное место для занятий. Размеры рабочего стола и стула должны соответствовать его росту. Наиболее подходящим будет стол, высота которого на два сантиметра выше локтя стоящего рядом ребенка. Если стол выше, целесообразно под ноги поставить скамеечку, а на сиденье стула положить что-нибудь жесткое.
Нужно внимательно следить за тем, чтобы ребенок не наклонялся низко над книгой, тетрадью. Проверить, соблюдает ли ребенок расстояние от глаз до поверхности стола (самым удобным является расстояние в 30-35 сантиметров до поверхности стола) можно, поставить на локоть руку, кончики пальцев при этом должны касаться височной области головы, а глаза находиться на уровне большого пальца. Если ребенок постоянно пытается наклониться над столом ниже положенного уровня, необходимо обратиться к глазному врачу и проверить остроту зрения.
Стол ребенка должен быть хорошо освещен. Поэтому его лучше поставить у окна так, чтобы свет падал с левой стороны от сидящего за столом ребенка. В осенне-зимний период во второй половине дня одного естественного освещения недостаточно, и для работы школьника целесообразно использовать настольную лампу с абажуром. Поместить ее на столе нужно так, чтобы свет падал со стороны левой руки ученика. Для равномерного освещения стола, кроме настольной лампы, включают и люстру.
При чтении полезно приучать пользоваться специальной подставкой для книг, устанавливаемой под углом в 40 градусов горизонтальной поверхности стола, что облегчает работу глаз и делает ее менее утомительной.
Когда ребенок садится за выполнение домашнего задания, шум в квартире будет мешать. На это время следует выключить телевизор, радиоприемник или другие источники звука, если они находятся в той же комнате, где рабочее место школьника, расположенные в другой комнате достаточно приглушить. Музыка или разговор отвлекают внимание, мешают сосредоточиться и поэтому повышают степень утомления ребенка от выполняемой работы.
Чтобы адаптация к школе протекала легче, чрезвычайно важно с первого дня соблюдать режим первоклассника. Такая мера предохранит его от переутомления. В режиме дня необходимо предусмотреть время подъема, приема пищи, занятий в школе, прогулок и подвижных игр на воздухе, выполнения домашнего задания, помощи по дому, гигиенических и закаливающих процедур, отхода ко сну.
В учебный период ребенок может смотреть телепередачи не более 20-30 минут и не чаще 2-3 раз в неделю, а в выходные дни до 40 минут. Помните: вечерние просмотры телепередач перегружают нервную систему ребенка.
Готовить уроки сразу после возвращения из школы не рекомендуется. Ребенок должен хорошо отдохнуть, поиграть на воздухе, чтобы снять усталость и восстановить силы. Физиологи установили, что физическая и умственная работоспособность детей в течение дня неодинакова. Наиболее высока она в утренние часы (8-11 часов), потом снижается, и новый подъем наступает к 16-17 часам. Именно в этот период рекомендуется первоклассникам браться за домашнее задание. После 30 минут работы ребенку необходим кратковременный перерыв (на 10-15 минут). Во время такого отдыха нужно обязательно встать из-за стола, походить по комнате, выполнить несколько физкультурных упражнений.
В период адаптации к школе не следует загружать ребенка занятиями в различных кружках, секциях. Интенсивные внешкольные нагрузки затруднят и затянут процесс привыкания к обучению в школе. Рекомендуется также избегать травмирующих медицинских вмешательств: лечение зубов, плановых хирургических операций.
Детям, а шестилетним в особенности, свойственна естественная потребность в движении, им крайне полезны подвижные игры, физические упражнения на свежем воздухе, что повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, укрепляет здоровье. В учебные дни шестилетний ребенок должен бывать на свежем воздухе не менее 3-3,5 часов.
Итак, для того, чтобы малыш благополучно привык к новым условиям и учился с радостью родителям необходимо: строго следовать рекомендациям врачей и педагогов, тщательно следить за состоянием здоровья ребенка, его весом, ростом и нервно-психическим развитием, обеспечивать оздоровление и лечение детей в зависимости от результатов врачебных осмотров, организовать правильный режим дня, близкий к режиму, который будет принят в школе, куда поступает ребенок, обеспечить рациональное питание, закаливание, соблюдать продолжительность сна и время пребывания на свежем воздухе, воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым. Обстановка в семье должна быть спокойной. Не поддавайтесь эмоциям, они, плохие советчики. От вашего отношения к ребенку и его проблемам во многом зависит будущее растущего человека, и только внимание, терпение и желание помочь принесут успех.
Выполняя все эти рекомендации, уважаемые родители, вы поможете своему ребенку успешно вступить в новый период его жизни, учение не будет мучением ни для ребенка, ни для вас.
раскрыть » / « свернуть