Танец с факелами (1978)
Огромный зал в Музее истории Великой Отечественной войны (Минск) отдан под размещение постоянной экспозиции — серии картин художника Савицкого Михаила Андреевича (18.02.1922–08.11.2010).
Михаил Андреевич прошел весь ад немецких концлагерей, финальным этапом которого стал Дахау. Именно там узник 32815 был освобожден. Этим мрачным воспоминаниям он посвятил знаменитую серию картин «Цифры на сердце» (1974–1987).
Узник 32815 (1976)
Автопортрет художника — узника Дахау (Подробнее см. ниже биографию)
Поющие коммунисты
Эта картина звучит как героическая симфония. Коммунисты остались борцами до последних мгновений своей жизни. Показательный обряд покарания их лютой смертью превратился в демонстрацию ненависти к фашизму, веры в грядущую свободу и торжество справедливости. Разорванное грозовыми разрядами небо словно призвано художником в свидетели трагедии. Его гневный образ предвозвещает праведное возмездие.
Эттерсберг — Голгофа XX века (1977)
Изображён бухенвальдский бункер — место одиночных карцеров и пыток. В тупике коридора на решётке подвешен, как бы распят, юноша. Кровавая звезда алеет на его груди. Это мученичество не в библейские времена, а уготованное человечеству в XX веке. Крестообразно простёртая фигура — олицетворение страданий, принесённых фашизмом.
Побег (1974)
В лагерях смерти люди как могли отстаивали своё исконное право на свободу и жизнь. Постоянно из рабочих лагерей предпринимались побеги. В картине одни узники карабкаются вверх по доскам, перекинутым через провода под током, другие - падают, расстрелянные с дозорных вышек. Шаткая, на газах разрушающаяся пирамида тел... Так трагично оборачивалась иллюзия спасения. Побеги обычно провоцировались предателями и были поводом для истребления людей.
Мадонна Биркенау (1978)
В отличие от других полотен серии, имеющих документальную основу, это построено на ассоциативно-образной символике. Над чернеющим силуэтом крематория женского лагеря Биркенау легко парит, возносится в небо мадонна — символ всех погибших матерей. Она такая же торжествующе прекрасная, какой изображалась в живописи Возрождения. Идеал любви, красоты и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим и бессмертен. И словно возрождая жизнь, пепел сожжённых пророс скромными полевыми цветами.
Отбор (1977)
Уничтожая узниц женских концентрационных лагерей, фашисты отбирали самых молодых и красивых для медицинских экспериментов. На полотне фигуры девушек подобны золотым слиткам. Цинично-деловитый облик гитлеровских молодчиков контрастирует с безмерным отчаянием их жертв.
Танец с факелами (1978)
По центру картины, как зловещий символ варварства, вырисовывается чудовищное сооружение из человеческих тел и брёвен. Перед тем как его поджечь, фашистские головорезы «забавляются» пляской с факелами. Таков апогей изощрённой фантазии злобствующих мракобесов... Фигуры палачей художник изображает конвульсивно искривлёнными, подчеркивая их ничтожество и уродство. Но мраморно светятся тела жертв, прекрасны их лица с печатью отрешённого спокойствия. Этим аллегоричным противопоставлением художник утверждает прекрасное вопреки жестокости факта.
«Канада» (1978)
Стремясь истребить целые нации, эсэсовцы обманным путём заставляли являться предназначенных для уничтожения, имея при себе всё ценное. «Канада» — так называли палачи пункты сбора несметных богатств. После ограбления людей загоняли в газовые камеры. Вереница фигур на втором плане картины — последний путь обречённых. Отвратителен циничный эсэсовский главарь — воплощение скверны, воцарившейся на земле.
Надсмотрщик (1979)
Эсэсовцы формировали среди заключённых подкупленную «элиту» головорезов и садистов, которых назначали надсмотрщиками. Они подвергали узников особенно изощрённым экзекуциям, чаще всего со смертельным исходом. В картине изображён типичный эпизод на земляных работах — наказание за то, что больные, истощённые пленники не могли выполнить непосильный труд.
«Летний театр» (1975)
Так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов (печи крематориев не успевали справляться с этой задачей), куда тела сгребались бульдозерами. На картинке бульдозер со зловещими фарами символизирует тот безупречно налаженный механизм уничтожения, каким был каждый лагерь смерти. Погибшие люди напоминают поверженные античные статуи, оставшиеся вечным воплощением красоты и гармонии. Право на жизнь фашистский режим даёт только палачам. Гротесково безобразен хохочущий эсэсовец. Надеется выжить любой ценой его угодливый помощник — узник из зондеркоманды.
Проклятье (1979)
Изображённая на картине сцена была каждодневным явлением лагерных будней. Многие узники не могли вынести нестерпимых мучений и унижений. Тогда находился наиболее простой выход — самоубийство. Со словами проклятья фашизму заключённые «шли на провод». Проводами под током огораживались лагеря.
Эти выжили (1987)
Картина выполнена как необычный групповой портрет только что освобождённых узников — мужчин, детей. Образ советского солдата, написанный в солнечно-золотистых тонах, стал олицетворением победы в страшной войне, стоившей человечеству 60 миллионов жизней, победы добра и света.
Опознание (1987)
Среди изуродованных мёртвых тел — жертв лагеря смерти — женщины опознают своих сыновей, мужей, братьев... Чёрные бараки, полоска зловеще-холодного неба — здесь всё выражает трагедию. Группа пожилых и молодых женщин силуэтом напоминает бурную вскипевшую волну. И вся картина — это взрывная волна неистовой, накопленной за годы войны боли. Слёзы и стон словно пронизывают полотно. Лишь прижавшаяся к матери девочка, привыкнув к сценам ужаса, уже не может плакать. Выраженный в психологической трактовке персонажей накал человеческих страданий раскрывает высокое гуманистическое содержание картины.
Sos!
Изображённая на этом полотне сцена отражает события, которые происходили в Бухенвальде весной 1945 года. Подпольщики, коммунисты лагеря скопили оружие, смонтировали в ведре рацию. Готовилось восстание. Группа узников собралась вокруг рации. Их лица, застывшие в напряженном ожидании, озарены светом надежды, исступленной жажды свободы. В эфир летит сигнал бедствия «SOS!».
«Поющие лошади» (1979)
Так назывались команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везут впряжённые в неё узники, подгоняемые хлыстами эсэсовцев. Под страхом смерти заключенных заставляли петь.
Эти выжили
Выставочный зал
Выставочный зал
Гумилевский Л.Н. (1930–) Портрет М.А. Савицкого. 1983. Бронза. Национальный художественный музей Беларуси
Краткая биография. Составил Борис Крепак
Михаил Андреевич Савицкий
(18.02.1922–08.11.2010)
Выдающийся живописец, педагог, общественный деятель. Народный художник СССР, народный художник Беларуси, лауреат Государственной премии СССР и трижды — Беларуси, лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства. Специальной премии Президента Республики Беларусь в области изобразительного искусства, Международной премии имени М.А. Шолохова, академик Российской академии художеств. Национальной академии наук Беларуси, Международной Славянской академии, кавалер орденов Отечественной войны I степени. Трудового Красного Знамени. Ленина. Франциска Скорины и Андрея Первозванного. «Знак Почёта», обладатель многих медалей, грамот и дипломов, почётный гражданин города Минска и — первый среди деятелей национальной культуры — Герой Беларуси.
Малая родина Михаила Савицкого — небольшая деревенька Звенячи. что в Толочинском районе Витебщины. Сплошь яблоневые сады, заливные луга, хлебные и льняные поля. Здесь в большой семье железнодорожника (затем сельского кузнеца) Андрея Петровича и колхозницы Анны Константиновны родился будущий художник. Было ещё три старших брата — Алексей. Иван. Владимир — и младшая сестра Надя.
Летом 1940 года Михаил окончил среднюю школу в Коханово. получив аттестат зрелости с отличными отметками. Он уже тогда мечтал стать художником. Здесь, конечно, сказалось влияние старшего двоюродного брата Валентина Николаевича Савицкого, в будущем известного живописца, который за два года до войны окончил Витебское художественное училище.
12 сентября 1940 года восемнадцатилетний комсомолец Михаил Савицкий был призван в ряды Красной Армии. К тому времени в вооружённых силах Страны Советов уже проходили службу его старшие братья (Алексей и Владимир пали смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны. Иван вернулся инвалидом и умер в 1961 году).
Великая Отечественная война застала его в Махачкале, где формировалась 345-я стрелковая дивизия для десантирования в г. Севастополь. Там в должности заместителя командира 793-го отдельного батальона связи он принял свой первый бой. Последний бой бойцов-десантников произошёл в начале июля 1942 года у каменистого побережья Херсонесского мыса... Прижатые к морю красноармейцы, среди которых был и Михаил, четверо суток, практически без продовольствия и питьевой воды, сдерживали натиск врага, пока не кончились патроны. 4 июля раненый Савицкий оказался в плену. Дальше — ад: симферопольская тюрьма, пересыльные лагеря в Бахчисарае и Николаеве, 326-й шталаг, рабочий лагерь военнопленных в Дюссельдорфе, концентрационные лагеря смерти Бухенвальд, Миттельбау-Дора (подразделение Бухенвальда. близ г. Нордхаузен). каменоломни «Кровинки» в Тюрингии, штрафные изоляторы и. наконец, последний круг этого Дантова ада — концлагерь Дахау под Мюнхеном. Освобождение союзными войсками пришло 29 апреля 1945-го. Узника 32815 нашли без сознания, почти бездыханного...
После лечения и соответствующих проверок в специальном фильтрационном лагере при НКВД дослуживал в 6-й гвардейской зенитно-артиллерийской дивизии художником-оформителем. В начале декабря 1946 года — демобилизация, потом учёба в Минском художественном училище и Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. Получив «красный» диплом и квалификацию «Художник-живописец». Михаил Андреевич в конце ноября 1957 года возвратился на родину. Здесь, в Минске, начался новый этап в его жизни — творческой и личной.
Для Савицкого очень важно было, чтобы выстраданные им образно-пластические миры нашли путь к сердцу зрителя, заставили его по-настоящему сопереживать. Чтобы написать картину, иногда нужно, по его словам, «сжечь душу». И он, не жалея себя, её сжигал. Особенно тогда, когда работал над циклом больших полотен «Цифры на сердце» (1974–1987). повествующем о том. что автор пережил в гитлеровском плену. «Смертью смерть поправ» — именно так воспринимается этот художественно-исторический «документ» эпохи. В его образно-пластической структуре соединены реальные эпизоды лагерного ада. высокая символика и многозначная аллегория. Шестнадцать полотен этой цельной трагедийной «пьесы» с соответствующими действиями и актами отняли у Савицкого много сил и здоровья. Одновременно работа принесла ему большое внутреннее удовлетворение и чувство исполненного долга перед памятью тех, кто волей злого рока попал в жернова величайших катастроф XX столетия.
Как человек Михаил Андреевич был очень разным — добрым и жёстким, молчаливым и словоохотливым, недовольным и весёлым, но всегда обязательным, всегда в творческой форме. На протяжении всей жизни он постоянно отстаивал свои позиции в вопросах понимания современной действительности и творчества, был цельным мастером. Яростный темперамент, мощная до демонизма хватка, высочайший профессионализм, неистовая преданность делу, удивительная самодостаточность, физическая выносливость...
Михаил Савицкий навсегда вошёл в историю Беларуси как величайший мастер современного искусства, чьё творчество составляет одну из самых ярких страниц национальной культуры.